В Павлодарской области в пилотном режиме внедряется подушевое финансирование колледжей
Качественная подготовка специалистов – вопрос весьма актуальный.
Как в этом вопросе содействует дуальная система образования, перспективы и сложности внедрения подушевого финансирования рассмотрели на площадке Палаты предпринимателей
По словам заместителя директора Департамента развития человеческого капитала НПП РК «Атамекен» Ляззат Шонаевой, Павлодар обозначен как один из приоритетных регионов, где в пилотном режиме будет внедряться подушевое финансирование.
«В регионе есть хорошие примеры сотрудничества крупных предприятий, являющихся социальными партнерами организаций профессионального образования области. На настоящий момент наша задача определить «болевые» точки, выработать механизмы внедрения подушевого финансирования в организациях ТиПО», учитывая затратную часть на производственное обучение - отметила Ляззат Шонаева.
О том, какие перспективы открывает внедрение системы подушевого финансирования рассказала заместитель директора Департамента развития системы государственного финансирования образования Финансового центра МОН РК Ирина Талалаева.
«Методика подушевого финансирования принята в рамках модернизации системы профессионального и технического образования. Важность данной методики в том, что она разъясняет калькуляцию стоимости обучения. Здесь учтены все компоненты по расчету стоимости обучения. Предусмотрена оплата мастеру-наставнику в размере 8318 тенге за одного обучающегося. Теперь объем финансирования зависит от количества обучающихся, то есть, оплата часов наставника производится из расчета на одного студента, умноженного на количество студентов в группе. Вместе с тем, к наставнику предусмотрены определенные требования», - отмечает Ирина Талалаева.
Кроме того, участники встречи отметили такой момент, что в методике финансирования ТиПО совершенно не учитываются различия в затратах при подготовке кадров внутри профиля, то есть, с учетом уровня квалификации, квалифицированный рабочий или специалист среднего звена. Следовательно, в Методике необходимо вводить поправочный коэффициент на рабочую квалификацию.
Директор ТОО «АгроДаму» Руслан Букеев отметил, что на селе вопрос подготовки кадров стоит остро, имеются сложности по организации дуальной формы обучения.
Так, при малом и среднем бизнесе несутся определенные затраты по выполнению практических заданий студентов и основную нагрузку по производственному обучению несет работодатель. Организовать практику для всех студентов сложно, так как крестьянские хозяйства зачастую не крупные и прикрепление наставника к каждому студенту несет определенные трудности.
В свою очередь, Сауле Алекпарова заместитель руководителя ГУ «Управление образования Павлодарской области» рассказала, что колледжи Павлодарской области оснащены неплохой материально-технической базой. По дуальной системе обучения работают 45 учебных заведений по 46-ти специальностям. Вместе с тем, стоит вопрос о выделении средств на оплату наставников на предприятиях.
«На текущий момент в финансировании учебных заведений средств не предусмотрено, тем более, не может быть и речи о выделении средств на компенсацию расходов предприятий по организации производственного обучения при дуальной форме обучения. На настоящий момент управление образования при совместной организации производственного обучения не видит возможности финансирования как наставников с предприятий, так и иных расходов предприятиям», - отмечает Сауле Алекпарова.
Участники встречи внесли ряд предложений по совершенствованию механизма подушевого финансирования в рамках дуальной системы обучения.
Так, все сошлись во мнении, что необходимо вносить изменения в Правила о дуальной системе обучения в части определения механизмов софинансирования учебных организаций и социальных партнеров.
Кроме того, в Правилах и Методике отсутствуют нормы, позволяющие учебному заведению передать часть финансирования обучающему предприятию на возмещение части затрат на расходные материалы при дуальном обучении.
Озвучили необходимость совершенствования процесса подготовки специалистов ТиПО через систему подушевого финансирования, нормативы которого должны реально учитывать все расходы на теоретическое и практическое обучение специалистов.
Еще один момент касается Правил лицензирования организаций технического и профессионального образования, где в критерии требования «наличие материально-технической базы» необходимо добавить «договорные отношения по дуальному обучению с отраслевыми социальными партнерами».
Несомненно, в настоящее время в системе подготовки специалистов важное место занимает дуальная система обучения. Ведь, как показывают сегодняшние реалии, рынку труда нужны не просто рабочие руки, а квалифицированные специалисты.
Рабочее совещание на площадке Палаты «Атамекен» явилось диалогом в определении необходимых механизмов конструктивного сотрудничества в вопросах подготовки кадров региона.
Оставьте комментарий:
Комментарии: