Порядка 1500 раз госорганы нарушили права павлодарского бизнеса при оказании госуслуг
В Палате предпринимателей Павлодарской области состоялось совместное совещание по комплексному плану НПП «Атамекен» и Генеральной прокуратуры по защите интересов бизнеса и решению административных проблем, связанные с ведением предпринимательской деятельности.
«Накануне была встреча президента с отечественным бизнесом, где основным тезисом звучала защита предпринимателей и их законных интересов. В связи с этим и на основании комплексного плана мы проводим такое совещание», - обратил внимание директор Палаты предпринимателей Павлодарской области Ерканат Абенов.
Заместитель прокурора Павлодарской области Талгат Алибаев сообщил, что надзорный орган региона сделал анализ законности при оказании госуслуг в сфере земельных отношений и архитектурно-градостроительной деятельности за 2022 год и с начала 2023-го. Имеются системные нарушения по законности и искусственному созданию адмбарьеров в указанных направлениях по всей области.
«В первую очередь это нарушения срока оказания государственных услуг – 1370 фактов, создание адмбарьеров при оказании госуслуг – 48 фактов, незаконное оказание госуслуг – 34 факта, несвоевременная регистрация заявлений юридических и физических лиц по вопросам оказания госуслуг – 25 фактов, ненадлежащее или некачественное оказание госуслуг – 6 фактов, неправомерные отказы в оказании госуслуг – 2 факта. Также имелись факты неразмещения соответствующих сведений касательно госуслуг», - привёл статистику Талгат Алибаев.
Неправомерные действия, решения госорганов преобладают в сфере земельных отношений, отметил зампрокурора области. Например, в городе Аксу одно из ТОО для получения окончательного решения в виде постановления акимата об изменении целевого назначения арендуемого земельного участка потребовалось больше года. Хотя по закону такая госуслуга оказывается 13 рабочих дней. Причина – банальное проявление бюрократизма и волокиты со стороны структурных подразделений акимата Аксу. Аналогичные примеры установлены в других городах и районах области. Кроме того, нашлись многочисленные факты создания административных барьеров предпринимателям при оказании госуслуг.
«В Актогайском районе на рассмотрение земельной комиссии выносили вопросы, которые вообще не входили в её компетенцию. Шестого марта 2023 года глава фермерского хозяйства обратился в акимат по поводу перевода сельхозугодий из пашни в пастбища. В данном случае отдел земельных отношений рассматривает материал и согласовывает с уполномоченным органом, в том числе с областным. При отсутствии оснований для отказа соответствующее положительное решение. Это требование заложено в правилах по оказанию госуслуг в сфере земельных отношений, которые утверждены приказом Минсельхоза от первого октября 2020 года. Вместо этого, отделом района такие материалы выносились на рассмотрение земельной комиссии. Тем самым был создан дополнительный административный барьер для предпринимателя. «Фильтр» нужен, мы все понимаем. Но в то же время здесь он был неуместен», - рассказал спикер.
В другом случае в Экибастузе при вынесении решений об оказании тех или иных видов государственных услуг руководствовались регламентом акимата города, утратившим силу. Из-за этого искусственно завышались сроки оказания услуг: время ушло на согласование, проверку на аутентичность, направление окончательного решения услугополучателю.
В сфере архитектурно-градостроительной деятельности распространено, по его словам, и несвоевременное оказание госуслуг. Выявлен 101 факт, все – в городе Павлодар. Установленные нарушения, по мнению Талгата Алибаева, свидетельствуют об ущемлениях прав предпринимателей при оказании госуслуг, что тоже мешает их работе. Это снижает доверие субъектов бизнеса к госаппарату.
«По результатам нашего анализа в адрес территориальных акиматов внесено семь актов надзора: города Павлодар, Экибастуз, Аксу, Успенский, Железинский, Актогайский районы и район Аккулы. И одно представление внесено в акимат области для обеспечения контроля по соблюдению норм законодательства и рассмотрения вопроса дисциплинарного характера в отношении должностных лиц руководящего состава. Учитывая объёмы оказанных госуслуг и количество выявленных нарушений, в адрес департамента по делам госслужбы по Павлодарской области направлено требование о проведении комплексной проверки в деятельности ГУ «Отдел архитектуры и градостроительства акимата города Павлодар» и ГУ «Отдел земельных отношений города Павлодар», - подытожил Талгат Алибаев.
Заместитель акима Павлодара Кадиша Беготаева рассказала на совещании, что каждые вторник и пятницу акимат города проводит заседания земельной комиссии. Раньше эта комиссия рассматривала по 60-70 разных заявок от субъектов бизнеса. Сейчас заседания стали проходить чаще, и на каждом из них изучают по 12-13 заявок, что вполне хорошо. Зачастую для принятия решений администрация, рассмотрев их, должна направлять документы ещё и на согласование частным компаниям-монополистам. Например, если администрация областного центра меняет целевое назначение земельного участка, ей нужно его согласовать с коммунальщиками. Те могут рассматривать заявки недели две, а то и больше, а затем возвращают их в акимат. Лишь после такой задержки акимат выдаёт их предпринимателю.
Чтобы такой волокиты не было, власти города составили меморандум с коммунальными службами об ускоренном рассмотрении представленных акиматом согласований. Если документ будет подписан, то заявки коммунальные службы должны будут рассматривать только один-два дня, а не 15 и более дней, как сейчас.
Талгат Алибаев отметил, что тенденция рассматривать так долго заявки акимата города, поданные предпринимателями, давно превратилась в системную, так как волокита с рассмотрением документов у тепло-, энерго-, водоснабжающих и других организаций длится годами. Если столь длительное рассмотрение документов монополистами будет признано нарушением, то их действия можно расценить как воспрепятствование законной деятельности бизнеса, добавил он. Когда пара виновных в этом руководителей частных компаний будет справедливо наказана, вопрос, очевидно, будет решён, считает зампрокурора области. Поэтому он попросил акимат города «сигнализировать» о таких случаях, чтобы надзорный орган мог принять меры.
Оставьте комментарий:
Комментарии: