Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Надежный партнер бизнеса

Новые Правила от Минтранса и угрозы выхода казахстанских перевозчиков из игры

20 Декабря 2024
3708 просмотров

Сегодня в Национальной палате предпринимателей «Атамекен» прошел круглый стол, в центре которого оказались новые Правила Министерства транспорта, способные кардинально изменить рынок международных перевозок в Казахстане.

Введение Правил применения разрешительной системы автомобильных перевозок, запланированное на 15 января 2025 года, может привести к сокращению значительного числа отечественных компаний и потери их позиций на международном рынке перевозок. В связи с чем, и вызывали бурное обсуждение и недовольную критику перевозчиков в регионах страны.

Как отметил в своем приветственном слове заместитель председателя Правления НПП Мурат Амрин, Нацпалата неоднократно заявляла, что принимаемые нормы Правил предусматривают ужесточения и Минтранс должен был провести анализ регуляторного воздействия в соответствии с Предпринимательским кодексом.

«Новые условия не учитывают геополитическую ситуацию в мире, условия перевозок в зимний период, санкционную политику на перевозимые грузы, что сказывается на сроках доставки и обязательствах бизнеса.  Казахстанские международные автоперевозчики и так испытывают серьезные трудности. Активно развивается теневой рынок продажи разрешений и дополнительные барьеры не позволяют нашим перевозчикам конкурировать с мощными современными автопарками конкурентов», - акцентирует внимание Мурат Амрин.

Эти проблемы и грядущие условия еще больше усложнят жизнь отечественного бизнеса. Так, согласно нововведению от Минтранса, автопарки казахстанских компаний столкнутся с дополнительными требованиями для допуска к международным перевозкам. В частности, перевозчикам вместо прежних заявок на компанию, придется подавать запросы на каждое транспортное средство. В случае невыезда данного авто из страны в течении 30 календарных дней, компания будет исключена из системы международных перевозок по VIN-коду авто. Поставить на учет данное авто и получить на него допуск будет невозможно.

Вместе с тем, иностранные разрешения (дозволы) будут привязаны к конкретному транспортному средству, что лишает перевозчиков самостоятельности в управлении своим автопарком.

Кроме того, ведомство ограничивает количество разрешений для каждого маршрута (не более 9 бланков с возможностью двух дополнительных) при условии наличия запрашиваемого комплекта разрешений. Также разрешается сдача до шести неиспользованных разрешений в год, а превышение этой нормы ведет к блокировке компании в получения новых документов. Эти ограничения могут полностью парализовать операционную деятельность бизнеса. Надо отметить, что решение Минтранса не учитывает форс-мажорных обстоятельств таких как закрытие границ, смена маршрута по инициативе таможенных органов, грузоотправителей и т.д. отказ клиента от машины и т.д.

«Мы поддерживаем инициативы Минтранса в борьбе с теневым рынком, однако новые правила полностью игнорируют реальную ситуацию на рынке. У многих предпринимателей в залоге находятся квартиры и другое имущество. В таких условиях страдать будет именно реальный бизнес, в то время как недобросовестные компании продолжают получать новые бланки без ограничений, открывая новые фирмы. Важно понимать, что эти изменения приведут к массовому закрытию предприятий», - заявляет директор транспортной компании ТОО «ALEM TRANS GROUP» Владимир Степчено.

Как отмечают представители отрасли, одной из самых серьезных проблем является несоответствие сроков получения и возврата разрешений в реальной ситуации на международных маршрутах. Согласно новому проекту, Минтранс устанавливает срок в 30 дней. По словам заместителя директора ТОО «CarNet» Ерлана Абсатова, казахстанские перевозчики, осуществляющие доставку грузов (литевые батареи и др.) Средним коридором из КНР в ЕС невозможно успеть выехать за 30 дней: очереди на паром достигают до 900 АТС (ожидание 20-25 дней).

«У нас цель развивать транзитный потенциал страны, но задержки на границах, а также бюрократия с новыми требованиями, способствует отказу китайских отправителей нанимать казахстанские компании. Им выгоднее работать с иностранными перевозчиками. Правила должны быть пересмотрены», - добавляет предприниматель г. Актобе Жалел Жасекенов.

Участники встречи отмечают, новые нормы Минтранса ставят отечественную экономику в сложное положение перед инвесторами.

«Мы активно привлекаем инвестиции и обновляем подвижной состав. Правительство поддержало нас, освободив от утилизационного сбора и первичной регистрации. Однако приказ Минтранса содержит нормы, ухудшающие инвестклимат. Есть риск, что транспорт может быть исключен из процесса перевозок пожизненно. Это несправедливо по отношению к тем, кто хочет развивать бизнес. Правила необходимо кардинально изменить», - подчеркнул директор ТОО «VICTORY-TRANS» Садырбаев Куанышбек.

Вместе с тем, от лица кызылординских перевозчиков предпринимательница Гульфия Зангирова заявила, что меры, направленные на борьбу с теневым оборотом, на практике только увеличат административное бремя и сделают добросовестных компаний менее конкурентоспособными. Это приведет к тому, что отечественный перевозчик будет вытеснен с рынка международных грузоперевозок и предприятия закроются. В результате, потеря рабочих мест и сокращение поступлений в бюджет окажут прямое воздействие на социальную стабильность в стране.

Ввиду вышеперечисленного, транспортный бизнес и Нацпалата предлагает выработать комплекс мер для поддержки отечественных перевозчиков. Среди них – утвердить Дорожную карту по пресечению продажи иностранных разрешений, проверить бланки за прошлые периоды, провести анализ воздействия новых Правил применения разрешительной системы для оценки их влияния на рынок, внести изменения и дополнения в приказ МТ РК.

При этом, бизнес настойчиво просит рассмотреть вопрос приостановления действия данного приказа либо реализовывать предложения МТ в пилотном проекте.

По результатам мероприятия Министерство транспорта обязалось учесть общую позицию бизнеса и НПП «Атамекен», которую они направят в начале следующей недели. После этого ведомство пообещало рассмотреть и провести дополнительные консультации с НПП и бизнесом.

Следует отметить, что новая редакция Правил содержит и другие нормы, с которыми можно ознакомиться пройдя по ссылке.


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры